Просмотров: 1498

Шишлов А.В., Федоренко Н.В., Колпакова А.В.

Средневековое поселение Глебовское-1 по результатам раскопок 1997-2000гг.

В 1997-2000гг. отделом археологии Новороссийского Государственного Исторического музея-заповедника проводились раскопки средневекового поселения Глебовское-1,  попадавшего в зону строительства КТК. Памятник находится в 8 км к западу от г.Новороссийска у подножья горы Глебовка,  к востоку от с.Глебовское. Площадь поселения в течение ряда лет использовалась под виноградники, и поэтому подвергалась глубокой вспашке, что привело к значительному уничтожению культурного слоя. Фактически уцелели только объекты, находящиеся ниже плантажно-пахотного слоя. В настоящее время культурные остатки поселения сохранились на площади около 5 га.

В ходе работ 1997–2000гг. было исследовано 6820м2. площади поселения, на которой зафиксировано 954 археологических объекта. Их предварительно можно разделить на следующие категории:

- Жилища (полуземлянки?). К ним относятся комплексы ям (неправильной, овальной в плане формы, общей площадью от 10 до 14м2), состоящие в среднем из 4-5 взаимопрорезающихся неглубоких ям (глубиной до 1м), одна из которых служила очагом, по периметру этих комплексов зафиксированы столбовые ямки. Обилие столбовых ямок в некоторых частях исследованной площади, но не связанных какими-либо объектами, а также находки глиняной обмазки со следами прутьев указывают на существование  в прошлом наземных построек, от которых других следов, увы, не осталось.

- Очаги. Очаги выявлены как в комплексах, отнесенных нами к жилищам, так и без них. Часто это просто неглубокие ямы с характерным заполнением. Интересны очаги, расположенные в ямах восьмеркообразной в плане формы, где одна из половинок «восьмерки» более глубокая, служила топочной частью.

- Хозяйственные ямы. Самая многочисленная категория. Они цилиндрической или колоколовидной формы, размеры колеблются в пределах: диаметр 120–250см, глубина от 100 до 250см от уровня материка. Заполнение ям в одних случаях состояло из золистого суглинка, в котором встречались фрагменты керамики, кости животных, металлургический шлак, отдельные бытовые предметы, в других случаях заполнение состояло из плотного суглинка с щебнем и камнями и редкими находками керамики, в этих ямах встречены захоронения собак, кошек от одной до нескольких. Плотность хозяйственных ям на отдельных участках очень высока, они часто прорезают друг друга. Некоторые из них, возможно, служили погребами, косвенными доказательствами этого являются всевозможные ступеньки, площадки, порожки, прорубленные переходы между ямами. Часть ям можно охарактеризовать как зерновые, в них  согласно результатам палеоботанического анализа, сделанного в  Институте Археологии РАН Лебедевой Е.Ю., обнаружены зерна проса, пшеницы, ржи. В других ямах зерна не обнаружены, но согласно результатам биоморфного анализа,  сделанного  в Институте Географии РАН Гольевой А.А., на дне ям находилась травянистая масса, в одном случае камыш. С хранением продуктов земледелия связаны ямы под пифосы, имеющие характерную конусовидную форму, в некоторых из них обнаружены и сами пифосы.

- Печь. Отдельным, чудом уцелевшим, интересным объектом,  является двухкамерная печь, видимо, предназначавшаяся для обжига керамики, но ни в ней, ни около нее продуктов или отходов керамического производства не обнаружено. Печь состояла из двух ярусов: верхней обжигательной камеры и нижней топочной. Ярусы разделяла сделанная из камней и глины перемычка, в которой зафиксировано 5 продухов, из них 4 располагались вдоль стен, а один  в центре. Топочная камера в месте с частью обжигательной была вырыта в материке, стены обмазаны глиной толщиной 5см. Устье топочной камеры выходило в соседнюю яму.

Гончарная печь, а также обнаруженный «карьер» - место добычи глины, говорят о местном керамическом производстве.

Из других ремесел, бытовавших на поселении, можно утвердительно говорить о металлообработке, о чем свидетельствуют находки металлургического шлака; о производстве пряжи, доказательством чему служат найденные во множестве пряслица; о камнетесном деле говорят жернова и заготовки к ним; о косторезном деле - разнообразные поделки из кости и заготовки из рога.

В результате раскопок получен обширный археозоологический материал, представленный как целыми скелетами животных, так и отдельными костями и их фрагментами. Зафиксированы захоронения лошадей, собак, кошек, имеющие, возможно, ритуальные корни. Интересные результаты дал археозоологический анализ, сделанный  Ивановым Д.В., сотрудником Национального научно-природоведческого музея НАН Украины.  Согласно результатам анализа, среди домашних животных преобладал крупный рогатый скот, свинья и коза, а доля лошади и овцы им значительно уступала. Это, совместно с данными о земледельческих культурах, о преобладании на поселении проса и пленчатой пшеницы, т.е. местных культур, характерных для засушливых горных районов, говорит об оседлом образе жизни населения.

Другой массовый материал – керамический, где, прежде всего, выделим хорошо датирующийся. Это немногочисленные амфоры, среди которых преобладают фрагменты амфор трапезундского типа с дуговидными ручками (XII –XIV вв. н.э.) и фрагменты амфор с высокоподнятыми ручками (XII-XIII вв. н.э.). Исключением из общего числа является единственная светлоглиняная амфора, датирующаяся VIII-IX вв. н.э. Следующим, ярко выраженным материалом, также говорящим о земледельческом производстве, являются  пифосы и их многочисленные фрагменты, среди которых выделим хорошо известные красноглиняные  шаровидные пифосы, украшенные «медальонами» по налепному валику, датирующиеся XII-XIV вв. н.э. Другой керамический материал  также находит аналогии в памятниках XIII-XIV вв. н. э. Это фрагменты толстостенных красноглиняных сосудов, покрытых с внешней стороны рифлением и расчесами; фрагменты красноглиняных и светлоглиняных плоскодонных сосудов, украшенных лощением; редкие фрагменты поливной керамики.

Значительная часть керамического материала состоит из фрагментов плоскодонных лепных сосудов, видимо, местного производства, с туловом баночной или бочковидной формы.  Венчик сосудов прямой  или слегка отогнут наружу,  с нанесенным по нему разнообразным орнаментом в виде насечек по краю или одной из сторон края (прямые, овальные, крестообразные, дуговидные и др.),  или выемок (округлые, овальные, каплевидные, миндалевидные и др.). Часть венчиков украшена пальцевыми защипами и оттисками по внешней стороне края. У некоторых сосудов отмечены венчики, переходящие в валики, треугольные, круглые и уплощенные в сечении. Встречаются двойные и тройные валики. Большинство валиков также украшены орнаментом в виде выемок и насечек. Тулово лепных сосудов тоже украшалось орнаментом, в основном в верхней части сосуда. Это арочный орнамент (одинарный,  двойной, тройной, многорядный, заходящий друг за друга, комбинированный с параллельными полосами); орнамент в виде одного или нескольких рядов насечек (прямых, клиновидных, треугольных, поперечных мелких или пунктирных, двойных, крестообразных, дуговидных); орнамент в виде круглых, овальных, каплевидных выемок, расположенных рядами. Встречаются единичные случаи орнамента, это кольчатый орнамент, орнамент в виде запятых, в виде линий перпендикулярных друг другу, в виде колец, двойных колец, полуколец, полумесяцев. Некоторые лепные сосуды украшались конусовидными и полусферическими налепами, которые, возможно, использовались как ручки сосудов.

Из индивидуальных находок отметим железные ножи, наконечник копья, наконечники стрел, пряжки, каменные оселки, бронзовые и серебряные пуговицы, стеклянные бусы, глиняные пряслица как лепные, так и сделанные из стенок сосудов и заготовки к ним.

Полученный материал датируется концом XII-XIV вв. н. э.  Датировку подтверждает и проведенный радиоуглеродный анализ, сделанный Чичаговой О.А., Гольевой А.А., Алифановым В.М., сотрудниками Института Географии РАН.