Просмотров: 3499

Аргонавт. Черноморский исторический журнал. №1. Новороссийск. 2005. С.52-54.

Шишлов А.В. Терракотовая статуэтка Аттиса из некрополя Мысхако.

В 1979г. во время раскопок Новороссийско-Геленджикской экспедиции ИА АНСССР, под руководством Н.А. Онайко, некрополя I-Ш вв. н.э. в п. Мысхако [1], в погребении №20 была найдена терракотовая статуэтка бога Аттиса (рис 1).

В связи с тем, что подробности культа этого божества античного мира известны большей частью только специалистам, сделаем небольшое познавательное отступление. В энциклопедии «Мифы народов мира» читаем: «АТТИС - в греческой мифологии бог фригийского происхождения, связанный с оргиастическим культом Великой матери богов Кибелы (Кивевы или Диндимены), дарительницы плодоносных сил земли. Происхождение Аттиса загадочно. Подробный рассказ в двух вариантах содержится у Павсания («Описание Эллады» VII 17, 9-12): Аттис - сын некого фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь матери богов учреждает он в Лидии священные празднества - оргии, но его убивает кабан, посланный Зевсом.

По другому преданию, Аттис - сын двуполого божества Агдитис (в Песинунте так именуют Великую мать) и дочери реки Сангариос. Он - небывалой красоты и в него влюбляется сама Агдитис, мешая бракосочетанию Аттиса с царской дочерью. Аттис впадает в безумие, оскопляет себя и умирает. Агдитис в раскаянье просит Зевса сделать тело Аттиса вечно юным и нетленным. Из его крови вырастают весенние цветы и деревья.

Культ Аттиса был распространен в эллинистическом мире и в 204 г. до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой матери. Аттис - любимец Кибелы, стаж ее храма, который нарушил обет безбрачия, увлекшись нимфой. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса безумие, и тот оскопляет себя (Овидий «Фасты» IV 223-246). Небольшая поэма Катулла «Аттис» (I в. н.э.) исполнена ужаса и отчаянья перед зависимостью от иррационального, мрачного могущества Кибелы. В культе Аттиса объединены оргиазм плодородия и его аскетическое самоограничение, характерное для Кибелы, упорядочивающей стихийность природных сил» [2].

Известно, что после официального утверждения в Риме культа Великой матери, римский сенат, который сам ввел этот экзотический культ, не позволял, чтобы жрецами Кибелы становились римские граждане, так как жрецы богини должны были быть евнухами, как и ее первый любимец Аттис [3].

Празднование в честь Кибелы и Аттиса совершались весной [4].

Особенно ярко и красочно мифические события в жизни Аттиса были отражены в цикле празднеств, которые проходили в Риме со времен императора Клавдия. «Сначала процессия Канефор вспоминает, как Кибела нашла своего супруга Аттиса ребенком на берегу фригийской реки. Затем на Палантин приносят срубленную сосну (символ той сосны, под которой был искалечен Аттис). Сосна была завернута в бинты, как труп, она изображала мертвого Аттиса. Происходит оплакивание и затем похороны бога, сопровождающиеся кровавыми жертвоприношениями, неистовыми действиями галлов и мистов, бичеванием и кастрацией. В грубых маскарадах и пирах изображалась мистическая долина, и прославлялось воскресение Аттиса, олицетворявшее возрождение природы» [5].

Празднества заканчивались процессией, которая направлялась купать и очищать статую богини [6].

В отличие от культа Кибелы, который существовал на Боспоре с момента возникновения античных городов [7], культ Аттиса вместе с культами других богов малоазийского происхождения (Митрой, Меном) получил широкое распространение в конце II - начале I вв. до н.э., что принято связывать с вхождением Боспорского царства в состав державы Митридата Евпатора [8].

Как образ умирающего и воскресающего бога, изображения Аттиса имели хтоническое значение и встречаются в погребениях, на рельефных композициях, украшавших саркофаги, а так же в виде терракотовых статуэток [9].

В период эллинизма Аттис изображался в виде пастуха, играющего на сиринге, одетым в широкую тунику, опоясанную в талии, длинные штаны, какие носили евнухи, фригийскую шапку, обязательным атрибутом являлся пастуший посох [10]. В I в. до н. э. облик Аттиса претерпевает существенные изменения: теперь мы видим его в распахнутой одежде, с обнаженными половыми органами. Изображения этого периода разнообразны по композиции. Это:

- Аттис мальчик с сирингой [11]; 

- крылатый Аттис со щитом [12];

- Аттис - ребенок с птицей и собакой [13];

- спящий Аттис [14].

В этот период в экстравагантном костюме Аттиса изображаются и другие божества малоазийского происхождения, которые, по мнению М.М.Кобылиной, на Боспорской почве потеряли свое изначальное положение и заняли второстепенное место среди местных богов плодородия [15]. Наиболее изучен, благодаря исследованиям В.Д. Блаватского, Г.А.Кошеленко, А.А. Масленникова, процесс слияния образа Аттиса – несчастного любовника с образом бога – героя Митры, где объектом исследования стали терракотовые статуэтки боспорского происхождения, изображающие Митру – Аттиса, убивающего быка [16, 17, 18].

Сам факт находки терракотовой статуэтки в погребении, обычный для некрополей античного времени, для некрополя Мысхако примечателен тем, что за все последующие годы раскопок эта статуэтка осталась единственной, найденной непосредственно в погребении, хотя количество исследованных погребений превысило 450. Это, видимо, указывает на то, что терракотовые статуэтки не входили в состав погребального инвентаря местного населения.

Погребение №20 (рис.2) было обнаружено в 1,5 м от берегового обрыва на глубине 78 см от уровня современной поверхности. Могильная яма не читалась, сверху погребение было перекрыто крупными окатанными морем камнями. Погребенная, согласно инвентарю, женщина лежала на правом боку, головой на запад, череп на правой скуле, кости правой руки прямо, кости левой руки согнуты под прямым углом, кости ног согнуты в коленях и лежат одна над другой. Следует заметить, что поза погребенной необычна для некрополя Мысхако, где большинство погребений совершено в вытянутом положении на спине.

Терракотовая статуэтка Аттиса лежала у левого плеча, опираясь на левую ключицу и шейные позвонки. Кроме нее, ниже левой лопатки найдены четыре раковины каури, три гагатовые, и одна стеклянная бусины. Между правым локтевым суставом и грудной клеткой лежала крупная раковина каури, около нее – cвернутая спиралью, бронзовая лучковая фибула и бронзовая игла, в 5 см от нее, ближе к поясу лежала бронзовая пружинная фибула с пластинчатой спинкой с восьмерковидным завитком на конце приемника, на пальце правой руки – перстень из серого металла со стеклянной вставкой. Погребение, согласно инвентарю, датируется I - началом II вв. н.э.

На мысхакской статуэтке Аттис изображен в традиционном для первых веков н.э. наряде (рис.3). На голове фригийская шапочка, туника застегнута на груди (круглой фибулой?), полы распахнуты, анаксериды (узкие штаны) расстегнуты, обнажая низ живота. На левую руку наброшен плащ в складках которого, в сгибе левой руки фрукты (возможно в корзинке). Правая рука поднята в предупредительно-угрожающем жесте на бросившуюся к нему слева собаку. Собака, оперлась передними лапами на левую ногу божества и подняла вверх морду.

Статуэтка, хотя ее сохранность желает лучшего, очень живая, динамичная, древний мастер передал движение в высшей степени достоверно. Высота статуэтки 14,1 см., внутри полая, снизу открытая, на оборотной, не моделированной стороне - круглое отверстие. База прямая спереди и округлая сзади, длина базы - 9,2 см, ширина в средней части - 4 см, высота - 2,3 см. Цвет глины статуэтки не одинаков из–за неравномерности обжига, фигурки Аттиса и собаки красно–коричневого цвета, постамент – желто–коричневого. Статуэтка склеена, загипсована, фрагмент верхней части шапки оббит, окончание правой поднятой руки обколото.

Исследователь культа Аттиса М.И. Фермазерен, опираясь на материалы европейских музеев и частных коллекций, отмечает, что иконография Аттиса, что-либо поднимающего, крайне ограничена и лимитируется двумя группами - Аттис, поднимающий над головой маску Кибелы и Аттис, поднимающий или несущий фрукты [19]. В свою очередь последняя группа имеет три варианта:

- Аттис, несущий фрукты в складках своей одежды;

- Аттис, несущий рог изобилия;

- Аттис, поднимающий корзинку с фруктами над головой.

Таким образом, статуэтка, найденная на Мысхако, относится к первому варианту второй группы по М.И. Фермазерену и является единственной, известной нам найденной на Боспоре статуэткой Аттиса - Карпофора (покровителя плодов).

 

Список использованной литературы:

1.  Онайко Н.А. Отчет

2.  Мифы народов мира. 1998. Энциклопедия. Т. 1. М. Стр. 123–124.

3.  История культуры Древней Греции и Рима. 1990. М. Стр. 215.

4.  Там же, стр. 310.

5.  Кобылина М.М. 1978. Изображение восточных божеств в Северном Причерноморье в  первые

века н. э. М. Рис. 28.

6.  Там же, стр. 13.

7.  Там же, стр. 10.

8.  Кошеленко Г.А., Масленников А.А. 2003. Еше раз о культе Митры–Аттиса на Боспоре. //

Древности Боспора. №6. Стр. 187.

9.  Кобылина М.М. 1978. Указ. соч. Стр. 14.

10. Там же, стр. 71, рис15.

11. Там же, стр. 71, рис16.

12. Там же, стр. 78, рис 23.

13. Там же, стр. 79, рис 24.

14. Там же, стр. 77, рис 22.

15. Там же, стр. 18.

16. Кобылина М.М. 1974. Терракотовые статуэтки. Часть III. Пантикапей. САИ Г 1–11. М.

Табл.28/4.

17. Blawatsky W. D. et Kochelenko G. A. Le culte de Mithra sur la cфte Septentrionale de la mer noire. Leiden, 1966.

18. Кошеленко Г.А., Масленников А.А. 2003. Указ. соч. Стр. 184.

19. Фермазерен М.И. 1986. Аттис Карпофор. // Проблемы античной культуры. М.

_1

_2

_3