Материалы

Печать

СОДЕРЖАНИЕ

Археологические исследования

А.В. Колпакова, А.В.Шишлов, Н.В.Федоренко
Новые раскопки грунтового могильника раннего железного века «Лобанова Щель» у г. Новороссийска. pdf.

Загадки раннего Средневековья

Ю.В. Артюхин
Сочетание социально – политических и природных факторов как причина возникновения и упадка тмутараканского княжества

Из истории инженерного искусства

Л. А. Степко
Из истории Константиновского укрепления. 1858 год.

Л. А. Степко
Лафитт-Клаве – страницы ушедшей эпохи

Имена в истории города

С.А. Санеев
«Хвалу и клевету приемли равнодушно…»

И.Г. Бакумченко
Великий мордвин

И.Г. Бакумченко
Волшебство таланта

Т.В.Рыбалко
Он победил все трагедии своей жизни

Т.В.Рыбалко
«Твое я славлю возрожденье…»

К. В. Русанов
Три поколения династии новороссийских лоцманов
(опыт реконструкции фамильной истории)

А.Н.Томилин
Иван Фёдорович Санько – адмирал, патриот и профессионал

Страницы городской жизни

Л.Н. Рыбина
Творцы солнечного напитка

И.В. Хохлова
К вопросу изучения темы: Новороссийские рынки в конце ХIХ – начале ХХ вв.

М.В. Калюжная
Гужевой транспорт в Новороссийске в конце XIX в.– начале XX в.

З.Е. Харалдина
Курортный Новороссийск и его туристические достопримечательности (конец XIX – начало ХХ века)

Л.Н. Рыбина
Новороссийский район в период коллективизации

В собрании музея

Т. Н. Шубникова
Мебель фирмы «Братьев Тонет» в музейном интерьере

Пусева Л.В.
Иконы в серебряных окладах на выставке «Историческое золото и серебро»

Т.Н. Шубникова
Мелкая пластика из чугуна в собрании Новороссийского исторического музея-заповедника (каталог)

Вихляева Э. М.
Парагены в коллекции музея-заповедника

Новороссийск в годы революции и гражданской войны

Ю.Р. Антипин
Новороссийская эвакуация – пролог русского исхода 1920 года

Государственная статистика и управление в Новороссийске

Л.Н. Селиверстова
Управление Черноморского округа 1866-1896 гг.

В.П.Терехова
Население Новороссийска в 40-е- 60-е годы XX в.

К 65-летию Великой Победы

Ю.Р. Антипин
Новороссийская хроника адмирала Горшкова

 

Р.М.Соколова
История создания памятника «Самолет-штурмовик ИЛ-2»

 

Г.И. Чепурненко
«Письма из 41 года»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый читатель, издание, которое вы сейчас держите в руках, имеет свою историю. Впервые исторические записки Новороссийского музея увидели свет в 1916 году, именно в этом году 27 декабря в нашем городе, имеющем в то время статус столицы Черноморской губернии, был торжественно открыт музей природы и истории Черноморского побережья Кавказа. Прошло 95 лет, и вот в декабре 2011 года в канун дня рождения Новороссийского исторического музея-заповедника мы представляем на суд публики седьмой выпуск «Исторических записок».
Все эти годы музей неизменно старался поддерживать традиции, заложенные его основателями. История создания нашего музея весьма необычна. До сих пор нет единого мнения о дате его рождения. Причиной тому противоречивые сведения, содержащиеся в архивных документах. Так, в городском архиве хранится дело, на обложке которого значится: «Дело Новороссийской городской управы о Черноморском областном музее (основан в 1894 году)» Однако, документа, подтверждающего эту дату основания музея, нет. Зато имеются сведения, что прародителем губернского музейного собрания стала коллекция предметов старины, переданная в дар городу основателем первой Новороссийской публичной библиотеки профессором Э.Э. Баллионом. Посему наиболее правдоподобной является версия о том, что фактически музей существовал в рамках библиотеки с момента ее открытия в 1894 году, а в 1916 году был подтвержден его юридический статус.

И сделано это было по инициативе Черноморского вице-губернатора Л.А. Сенько-Поповского. На службу в Новороссийск Леонид Александрович прибыл весной 1916 года из Петрограда и был весьма удивлен, что в губернском городе нет собственного музея. Промах этот решено было исправить немедленно. Вице-губернатор обратился к горожанам с призывом помочь в деле создания музея. Откликнулись многие, в результате всего за месяц было собрано почти 4 тысячи рублей. Эти пожертвования стали основной финансовой базой для создания в Новороссийске музея природы и истории Черноморского побережья Кавказа. К торжественному открытию музея был приурочен и выход в свет первого сборника «Исторических записок». Сегодня это библиографическая редкость, в фондах хранится всего 2 экземпляра «Записок».

Представленный ныне сборник содержит научные исследования, отражающие все многообразие исторической тематики. Хронология – от древних времен до наших дней. Археология, краеведение, история Великой Отечественной войны, культурология, музееведение – все эти направления нашли свое место на страницах «Записок». Среди авторов не только научные сотрудники Новороссийского музея-заповедника, но и наши коллеги из других музеев, преподаватели ВУЗов, краеведы-любители. Мы надеемся, что благодаря очередному выпуску «Исторических записок» летопись нашего родного города пополнится новыми страницами, которые будут любопытны всем, кто интересуется его прошлым, настоящим и будущим.

Л.А. Колбасина – директор Новороссийского
исторического музея-заповедника

НАШИ АВТОРЫ

  • АНТИПИН Юрий Ростиславович – научный сотрудник НИМЗ, член Краснодарской краевой общественной организации «Новороссийское Морское собрание».
  • АРТЮХИН Юрий Владимирович - главный специалист ОО «Научно-производственного центра Берегозащита» (г. Краснодар), старший научный сотрудник (ВАК), кандидат географических наук.
  • БАКУМЧЕНКО Инна Геннадьевна – научный сотрудник НИМЗ.
  • ВИХЛЯЕВА Марина Эдуардовна – старший научный сотрудник НИМЗ.
  • КАЛЮЖНАЯ Маргарита Владимировна – старший научный сотрудник НИМЗ.
  • КОЛПАКОВА Алиса Вадимовна - научный сотрудник отдела археологии НИМЗ.
  • ПУСЕВА Лариса Васильевна – главный хранитель фондов НИМЗ.
  • РУСАНОВ Константин Викторович - краевед
  • РЫБАЛКО Татьяна Витальевна – заведующая литературно-мемориальным отделом НИМЗ.
  • РЫБИНА Лидия Николаевна – заведующая отделом истории НИМЗ.
  • САНЕЕВ Сергей Александрович – историк, краевед, член Новороссийского городского исторического общества.
  • СЕЛИВЕРСТОВА Людмила Николаевна – старший научный сотрудник НИМЗ.
  • СОКОЛОВА Раиса Михайловна – заведующая отделом истории Великой Отечественной войны НИМЗ.
  • СТЕПКО Лев Александрович – кандидат культурологии, заместитель директора НИМЗ по научной работе .
  • ТЕРЕХОВА Валентина Петровна – заведующая отделом истории НИМЗ с 1969 по 2010 год.
  • ТОМИЛИН Александр Николаевич. – преподаватель МГА им. Ф. Ф. Ушакова, кандидат психологических наук, капитан I ранга запаса.
  • ХАРАЛДИНА Зинаида Евгеньевна – заместитель директора по научной работе Анапского археологического музея.
  • ХОХЛОВА Ирина Васильевна – старший научный сотрудник НИМЗ.
  • ФЕДОРЕНКО Наталья Валентиновна - научный сотрудник отдела археологии НИМЗ.
  • ЧЕПУРНЕНКО Галина Исмаиловна – научный сотрудник отдела фондов НИМЗ.
  • ШИШЛОВ Александр Владимирович - заведующий отделом археологии НИМЗ.
  • ШУБНИКОВА Тамара Николаевна – старший научный сотрудник НИМЗ.

ОТРЫВКИ СТАТЕЙ

И.В. Хохлова
К вопросу изучения темы: «НОВОРОССИЙСКИЕ РЫНКИ В КОНЦЕ ХIХ — НАЧАЛЕ ХХ ВВ.»

Рыночная площадь — одно из самых важных мест в городе. Поэтому неслучайно возникновение первого Новороссийского рынка относится ко времени основания города.
В 1842 году на Восточном берегу Черного моря завершается строительство береговых укреплений, в большинстве из которых велась более или менее оживленная меновая торговля. А 4 года спустя Новороссийск, возведенный в степень портового города, с предоставлением больших льгот для населения и торговцев, становится не только административным, но и экономическим центром Черноморской береговой линии.

В воспоминаниях лейтенанта Н.А.Сущева, побывавшего в Новороссийске в 1847 году, упоминаются разместившиеся вблизи от берега многочисленные лавки русских, армянских и греческих купцов, обслуживающих местное население и горцев. Именно здесь, недалеко от первого портового причала и здания Адмиралтейства, формируется городская торговая площадь. Любопытные сведения о новороссийской торговле мы встречаем в Лоции Черного моря, изданной в 1851 году. «Ежедневно от 7 часов утра производится с горцами меновой торг. Мясо очень дешево, птица добывается от приходящих туземцев за соль. Рыбная лавка обильна».

 

З.Е. Харалдина
КУРОРТНЫЙ НОВОРОССИЙСК И ЕГО ТУРИСТИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ (конец XIX – начало ХХ века)

Новороссийск начинает активно развиваться как курорт после включения его в 1888 году в общероссийскую сеть железных дорог3. Посетители Кавказских Минеральных Вод теперь заканчивали лечение купаниями в Цемесской бухте. Новороссийские дачники и деловые люди первыми понимают перспективность курортной отрасли города и его окрестностей. Появляются первые курортные заведения – купальни, развивается гостиничный и ресторанный бизнес. В связи с этим появились новые проблемы, за решение которых должны были отвечать городские власти. Для координации вопросов курортной жизни и организации содержательного отдыха при городской управе создается новое структурное подразделение – «Курортная комиссия».

В 1896 году в Новороссийске, впервые на Черноморском побережье, начинается учет приезжающих на морские купания и вводится квартирная расчетная книжка. Регистрация показала, что в 1900 году в городе отдыхало 342 человека из 34 городов империи. В обзоре Черноморской губернии за 1900 год отмечается: «По устройству дна лучшим местом купания является Геленджикская бухта, по действию открытого морского прибоя – Сочи, Адлер и Туапсе, а по устройству пользования морскими купаниями – город Новороссийск»

 

Р.М. Соколова
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА «САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2» (как экспонат музея стал памятником)

Летом 1974 года, проводя съемочные работы на дне Черного моря в районе Сухой щели, комсомольцы киногруппы «Поиск» Ворошиловградского машиностроительного института обнаружили останки советского штурмовика. Самолет лежал на 17-18-метровой глубине недалеко от берега. Данные самолета отыскали под крышкой аккумулятора, там значилось: 8 гвардейский штурмовой авиаполк, 2-ая авиаэскадрилья. На винте сохранился номер штурмовика — 2440. О своей находке комсомольцы сообщили в Новороссийский городской комитет партии. В городе был создан штаб по подъему самолета во главе с секретарем горкома партии Владимиром Ивановичем Клепиковым.

Пока шли подготовительные работы, на запрос, посланный в Центральный Военно-Морской архив, пришел официальный ответ: «Проверкой документальных материалов установлено, что самолет ИЛ-2 № 2440 (мотор АМ 38Ф № 24183) 2-ой авиаэскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота 19 апреля 1943 года после штурмовки войск противника северовосточнее поселка Федотовка был сбит истребителем противника и упал в море. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Кузнецов Виктор Федорович, воздушный стрелок гвардии старший краснофлотец Решетинский Александр Васильевич — погиб.

 

Л.Н. Селиверстова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ОКРУГА 1866-1896 гг.

В 1866 г. Указом Его Императорского Величества Правительствующему Сенату, подписанным 10 марта, был учреждён, как говорится в документе,
особый Черноморский округ Новороссийск был определен центром Черноморского округа. В порядке общего управления учреждаемые города и прибрежные поселения, впредь до их устройства, подчинялись особому Начальнику под местным надзором Начальника Кубанской области.

25 января 1867 г. Его Императорское Высочество уведомил Начальника Кубанской области о своем решении назначить на должность Начальника Черноморского округа, служившего в чине полковника Начальника Штаба войск Кубанской области Дмитрия Васильевича Пиленко. В тот же день на имя полковника Пиленко было отправлено предписание о назначении (пока как исполняющего обязанности) на должность и о предложении отправиться в Константиновское укрепление (на месте которого и был возрожден Новороссийск) для исполнения своих обязанностей.

Для резиденции Начальника округа был выбран плановый участок в центральной части города, на землях бывшего военного ведомства, бывшего Константиновского укрепления, напротив Городского сада, по улице Вельяминовской. По современному плану города — это территория напротив парка им. В.И. Ленина по ул. Революции 1905г, занятая ныне зданиями Новороссийского колледжа строительства и экономики и его общежитием.

 

Л.Н. Рыбина
ТВОРЦЫ СОЛНЕЧНОГО НАПИТКА

Сегодня Краснодарский край выпускает более 60% винной продукции в стране. Виноделием занимаются 60 кубанских предприятий, 33 из которых работают по полному циклу производства — от выращивания винограда до выпуска готовой продукции. Видное место в этом ряду занимают новороссийские предприятия: ЗАО «Агрофирма «Мысхако» и КГУП и ЗАО «Абрау-Дюрсо».

Развитие и широкое распространение виноградарства в Российском Причерноморье связано с именем первого агронома Черноморского округа3 Франца Иосифовича Гейдука (1832-1890г.г.). Он родился в Чехии и получил высшее сельскохозяйственное образование в Праге, занимался научной, издательской и преподавательской деятельностью.

В 1867г. Ф. И. Гейдук прибыл в Новороссийск по приглашению начальника Черноморского округа Д. В. Пиленко. Свою деятельность агроном начал с изучения края, исследования хозяйства адыгов, поэтому его выводы отличались от общепринятых. Он считал приоритетными отраслями в округе садоводство и виноградарство, утверждая, что можно сократить миллионные расходы России на ввозимые из-за границы вина путём развития виноделия на восточном берегу Черного моря. Убедить чиновников было непросто, но Ф. И. Гейдук сумел доказать свою правоту. Именно благодаря его стараниям удельное имение «Абрау-Дюрсо» получило винодельческую направленность.

В 1872 г. Федор Иванович (так называли его в России) отправился в Европу за виноградными лозами и саженцами плодовых деревьев.

 

К. В. Русанов
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ДИНАСТИИ НОВОРОССИЙСКИХ ЛОЦМАНОВ (опыт реконструкции фамильной истории)

История этой новороссийской семьи начинается с того, что в конце 1890-х гг. Евграф Дмитриевич Пучко переехал из Одессы в Новороссийск с женой и двумя сыновьями — Константином (род. в 1885 г.) и его младшим братом Александром. О мотивах, побудивших Пучко-старшего предпочесть суровость родины норд-остов красотам Южной Пальмиры, мало что известно.

Документы — списки выборщиков в Государственную думу в 1907 и 1912 гг., хранящиеся в Архиве администрации Новороссийска (ААН) — называют Евграфа Дмитриевича Пучко, православного мещанина 1856 г. рождения, служащим ВКЖД с 28 сентября 1899 г., в 1912 г. занимающим должность первого помощника заведующего пристанью (к этому времени он, по-видимому, сам уже не выходил в море, передав эстафету поколений сыну).

Новороссийский порт на рубеже веков активно развивался, ориентируясь прежде всего на потребности ВКЖД. В разрастающемся портовом хозяйстве последней открывались вакансии, и когда, согласно семейному преданию, Е.Д. Пучко предложил перебраться в Новороссийск своему давнему знакомому по Одессе К.П.Коккинаки (1861-1941), тот поспешил согласиться. Константин Павлович, человек тоже не первой молодости, только что женился на Наталье Петровне Гук (1879-1959), и его доходов от многообразных, но случайных занятий, обеспечивавших холостяцкую жизнь, стало не хватать на жизнь семейную. Согласно тем же спискам выборщиков, К.П. Кокинаки (тогда эта фамилия писалась с одним «к» в середине), православный мещанин, стал служить на ВКЖД с 19 ноября 1900 г., но не поднялся к 1912 г. выше весовщика одной из пристаней.

Итак, именно Евграфу Пучко Новороссийск обязан возможностью гордиться летчиками-героями Коккинаки — не будь старого лоцмана, эта честь досталась бы Одессе.

 

Л.А. Степко
ИЗ ИСТОРИИ КОНСТАНТИНОВСКОГО УКРЕПЛЕНИЯ. 1858 ГОД.

Время диктовало свои условия: Черноморская береговая линия, упраздненная во время Крымской войны (1853-1856гг.), возобновлена не была, из существующих прежде пунктов заняты только те, которые имели особое значение, и где положение наших войск совершенно стало отличным от того, каким оно являлось в первой половине XIX века.

20 апреля 1858 г. в северо-западной части Цемесской бухты произведена высадка десантного отряда, состоящего из батальона пехоты, 7 орудий и 4 азовских баркасов, экипированных всем необходимым для первоначального обустройства, месячным продовольственным запасом и одним комплектом боевых зарядов и патронов. Переброска десанта производилась из Анапы на военных корветах «Рысь» и «Зубр», шхунах «Салгир», «Пицунда» и «Псезуапе».

После оценки обстановки и проведения соответствующей рекогносцировки местности генерал-лейтенант Г.И. Филипсон отдал приказ на строительство Константиновского укрепления на месте бывшей Новороссийской крепости.

 

М.В. Калюжная
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ В НОВОРОССИЙСКЕ В КОНЦЕ XIX В. — НАЧАЛЕ XX В.

На рубеже XX в. транспорт для перевозки людей и грузов был преимущественно конный: легковой для пассажиров и ломовой для грузов. К услугам пассажиров были конки, дилижансы, извозчики.

В Новороссийске основным индивидуальным транспортом для зажиточных людей были извозчики. К услугам пассажиров были фаэтоны и одноконные пролетки, для поездки за город тоже можно было нанять экипаж.

Непременным условием для лиц, занимающихся извозным промыслом,
было содержание лошади и экипажа в опрятном виде. За этим следила специальная комиссия. В определенные дни представители городского управления и полиции производили осмотр лошади, экипажа и их владельца. Осмотр извозчичьих экипажей, проведенный в декабре 1903г., показал, что из осмотренных 200 выездов, только около 10 % экипажей, сбруи, одежды извозчиков оказались сносными. Свыше 60 лошадей были или слепые на один глаз, или хромые, либо совершенно истощенные. Всем неудовлетворяющим требованиям извозного промысла были сделаны замечания и до привидения экипажей в полную исправность не выдавались разрешительные свидетельства на езду.

 

И. Г. Бакумченко
ВЕЛИКИЙ МОРДВИН

Имя скульптора Эрьзи (Нефедова) Степана Дмитриевича широко известно и в нашей стране, и за рубежом. Пораженные удивительным мастерством скульптора, зарубежные критики называли его «новым Роденом» и «русским Бурделем», а он занял свое особое место в отечественном и мировом искусстве. По происхождению мордвин из народности эрзя, он взял самоназвание своего народа художественным псевдонимом. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений — в их национальной самобытности и исконной народности.

Осенью 1921 года Эрьзя перебрался в Новороссийск, там нашел его корреспондент газеты «Красное Черноморье» А.Ф. Эпштейн, писавший под псевдонимом Михаил Иванов. 27 сентября 1921 г. в газете появилась статья: «Прибыл Роден. Совершенно немыслимо и невероятно, а между тем это так: в Новороссийск прибыл величайший художник нашего времени, имя которого окружено широкой и заслуженной известностью не только в России, но и в Европе; к нам прибыл скульптор, душа и творчество, творения которого нам еще дороже, еще ближе, еще понятнее, чем гигантский, трагический размах искусства Родена. В Новороссийск прибыл Эрьзя».

Вы находитесь:   Главная страница