Печать

photovisa2015

Октябрь – ноябрь 2015 года

Краснодар – Анапа – Новороссийск – Сочи

Неделя официальных мероприятий (церемонии открытия выставок, лекционная программа, программа видео- и мультимедиа показов, международное портфолио-ревю) пройдет с 15 по 20 октября.

Тема Фестиваля этого года: «Язык памяти»

Память – людское свойство. Мы, люди, одушевляем окружающий мир. Мы принимаем его без сомнения: мы насыщаем его своими смыслами, и он существует в нас, пока мы живы. Мы мыслим, помним, верим. Мы проецируем себя вовне и считаем, что камни помнят, земля помнит, помнят старые фотографии и дорогие нам вещи.

Память и язык – две важнейших характеристики человечества, нами же, людьми, выбранные, чтобы объяснить самим себе, кто мы и откуда мы, чтобы выделить себя из окружающей природы. Время существует, пока мы представляем его: помним прошлое, общаясь друг с другом, строим тем самым будущее. Мы учим наших детей распознавать мир, «читать его», читать, в том числе, знаки памяти.

Память – то, что связывает нас с нашими корнями, нашим родом, культурой, страной.

Краснодарский фотографический фестиваль в 2015 году представляет зрителям 35 выставок авторов из России и 14 стран мира: Австралии, Аргентины, Бразилии, Германии, Канады, Китая, Колумбии, Кубы, Мексики, Польши, Республики Корея, США, Франции, Японии, – которые пройдут в музеях, галереях, выставочных залах и других общественных пространствах – всего на 18 выставочных площадках Краснодарского края. В рамках программы Фестиваля лекции российских и зарубежных фотографов, кураторов, экспертов, вечера видео- и мультимедиа программы, международное портфолио-ревю, в котором в качестве экспертов выступают известнейшие специалисты российской и мировой фотографической сцены.

Фестиваль проходит под эгидой Администрации Краснодарского края и Администрации муниципального образования город Краснодар.

Организаторы Фестиваля: Фонд развития и поддержки искусства «Айрис», Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации, Музей современного искусства «Гараж», Проект «В поддержку фотографии в России», Краснодарская краевая общественная организация «Творческий союз VivaPhoto».

Международный конкурс фотографии

Международный фестиваль фотографии PhotoVisa ежегодно проводит Международный конкурс фотографии. Всего в 2015 году на конкурс была подана 991 заявка более чем из 50 стран мира. Жюри конкурса составили 24 эксперта из 13 стран мира. Победители конкурса будут представлены на специальных выставке и мультимедиа-показе в рамках основной программы Фестиваля в октябре-ноябре 2015 года.

В программе Фестиваля этого года экспозиция классиков российской журналистики Владимира Вяткина и Игоря Костина; ретроспектива крупнейшего российского мастера цветной художественной фотографии Николая Рахманова; выставка величественных пейзажей Земли, снятых из иллюминатора орбитальной станции космонавтом Федором Юрчихиным.

Наперекор времени. Владимир Вяткин и Игорь Костин

У этой выставки очень важный сюжет. Она – о путях фотожурналистики, о том, какими разными бывают авторские стратегии и о необходимости их разнообразия для общества в целом и для пространства фотожурналистики в том числе.

У этой выставки два героя. Владимир Вяткин, чье творчество можно сравнить с праздничным фейерверком, извергающимися на фоне ночного неба цветными столпами различных тем, стилистических решений, интонаций, масштабов и детальности историй. Игорь Костин, вошедший в историю профессии как непоколебимый документалист, хроникер и историк, но также защитник и пропагандист одной темы.

Эта выставка состоялась по настоянию Владимира Вяткина в память о его друге и коллеге, ушедшем в этом году Игоре Костине. Два совершенно разных характера, темперамента, яркие, но непохожие ничуть личности, Вяткин и Костин – как два полюса, между которыми разнообразие авторских стратегий фотожурналиста.

Первый – умеющий в одном кадре запечатлевать психологическое пиковое в своей экспрессии состояние героев и захлебывающийся, многозвучный и многокадровый в создании фотоисторий, некоторые из них эпохальные, другие становятся таковыми, будучи рассказанными – снятыми и выстроенными кадр за кадром – пристальным фотографом и требовательным редактором Вяткиным. Он умеет снимать все. За его плечами опыт не только карьерного роста – от мальчика-лаборанта до ведущего репортера, само присутствие которого на событии уже определяет ранг значимости происходящего. Он умеет снимать сюжеты, сложные для интерпретации, например, спорт или первых лиц страны. Быть внутри официального «пула» означает играть по его правилам, не только соблюдая внешние формы, но принимать внутренние задачи «построения мыслеобразов». Не смеяться, даже если смешно, не ужасаться, там, где уже страшно, смотреть на происходящее глазами «должноствования». Ему присуще редкое, но важное для фотожурналиста качество: ему безумно интересна история изобразительного искусства. Он буквально болен ею; не только ассоциации сюжетов, его интересует возможность снять сюжет в разных изобразительных стилях, например, от кубизма до поп-арта. Когда другие уже уверены, что сделали кадр, его мозг продолжает работать, видеть, искать консонансы внутри сюжета и диссонансы с окружающим сюжет пространством, отчего сюжет становится острее и масштабнее. Создавая свои фотографии по «злобе дня», этот фотограф поднимает сюжеты до уровня исторических важных, оттого монументальных по форме событий.

Игорь Костин, был застигнут темой своей жизни внезапно, как и тысячи других людей в России, Украине, Беларуси, когда случился Чернобыль. В отличие от многих, он в эпицентре оказался по службе и с первых дней: был фотокорреспондентом РИА «Новости», фиксировавшим процесс устранения аварии на самом реакторе. Все последующие годы он пытался разобраться в причинах, собирал по крупицам свидетельства, снимал, даже в тех обстоятельствах, когда вопрос об этике съемок был открытым, уверенный, что прав: и разрушение, и боль надо снять, чтобы в будущем человечество не забыло этой страшной катастрофы и было предупреждено о смертельных последствиях радиации.

Он вошел в «запретную зону» так глубоко, как, возможно, никто кроме него не заходил: реактор, ликвидаторы, дорога, вертолеты, медицина, но и повседневная жизнь вокруг эпицентра и не только «черной весной», но и годы спустя. Работа Костина была отмечена «Золотым глазом» WorldPressPhoto, другими наградами. Но для него Чернобыль стал темой личной, которую он не оставлял на протяжении всей жизни. Он издал книгу «Чернобыль/Костин», страшную и величественную, как памятник человеческому духу. Листаешь ее, и чем дальше смотришь, тем больше захватывает это повествование, где хроники весны и лета 1986 года перетекают в снимки сумрачных садов, где ветви гнутся под тяжестью неснятого урожая; домов, откуда в спешке бежали люди; людей, оставшихся в страхе покинуть родное место; болезни, боль и снова поля, города, лица, за каждым из которых тень той трагедии. Книга Костина – памятник во всех значениях этого термина, монумент художественный и документ исторический. Игорь Федорович был профессионалом в фотографии, но кроме того, у него было дело: свидетельствовать о Чернобыле. Нечасто стало встречаться это сочетание: человек и его дело жизни. И фотография как способ выражения миссии.

Ирина Чмырева,
кандидат искусствоведения,
арт-директор
Международного фестиваля фотографии
PhotoVisa

Перейти в галерею

Вы находитесь:   Главная страницаМузейНовостиVII Международный фестиваль фотографии PhotoVisa в Краснодарском крае