Печать

28 10 2023 18 55 02

Проблемы экстремизма и терроризма волнуют сегодня каждого человека, независимо от того, в какой стране он живет, коснулась ли трагедия его родных и близких или нет. Терроризм приносит боль утраты, возмущение, слезы, но одновременно он заставляет каждого задуматься о причинах происходящего, о том, что мы способны сделать в сложившейся ситуации.

Психологи пришли к выводу, что террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно - это равносильно психологическому самоубийству. Представления террориста могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней. Для террориста покинуть организацию значит потерять самоидентичность. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность. Об этом необходимо помнить, организуя борьбу с террористическими организациями. По мере того как террорист проникается идеологией своей организации, он усваивает абсолютистскую риторику. Мир для него распадается на своих и врагов, черное и белое, правильное и неправильное - никаких оттенков неясности, сомнений. Подобная логика побуждает террористов к нанесению ударов по обществу и врагу, кто бы им ни считался. Врага определяют лидеры организации. Они намечают мишени, а также методы нападения, которые следует использовать.

Вместе с тем, учёные, занимающиеся проблемами терроризма, считают, что, если культура и социум не принимают, не обсуждают или отвергают идеалы потенциального или убеждённого социального активиста, он легко может трансформироваться в социального фанатика. Ключевым вопросом для любого культурного сообщества, а для многонационального – тем более, является то, как, куда и кем направляется, моделируется и контролируется нормальная социальная активность и нормальная социальная агрессивность. Этот вопрос является ключевым, т.к., если не происходит адекватной разрядки вышеупомянутых потребностей на социально значимые цели, они легко маргинализируются и принимают иные формы – вплоть до патологических проявлений в форме узко национального “идейного единства” или агрессивности и фанатизма малых групп».

Хорошо известно в настоящее время, что силовыми методами решить проблему экстремизма и терроризма невозможно. Только воспитание нравственной личности может быть самым эффективным средством профилактики идеологии экстремизма.

Какими бы не были мотивы, экстремизм и терроризм, в основе своей - есть нравственно-мировоззренческая проблема, потому что никакая "высшая" цель или жестокая обида не могут служить оправданием посягательствам на жизнь ни в чем неповинных людей. Истинные же, психологические причины терроризма, скорее всего, заключаются в крайнем эгоизме и низкой самооценке заказчиков и исполнителей терактов. Прибавьте к этому отсутствие зачастую элементарного воспитания, низкий образовательный уровень, неуважение к общечеловеческим и духовным ценностям, а также неумение бесконфликтно общаться с другими людьми, конфликтность, и внутренний облик экстремиста становится понятным.

Получается, что экстремизм и терроризм - это не только следствие неправильных действий и решений в национальной, политической, экономической, религиозной и т.д. областях, это проблема и весьма невысокого уровня нравственно-этического, патриотического воспитания и развития, которая одинаково актуальна в Чечне, в Москве, в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, а значит, профилактику идеологии терроризма надо начинать с конкретного человека и чем раньше, тем лучше.

Развитие коммуникативной компетентности и активной гражданской позиции каждого члена семьи - ключ не только к личному успеху, но и миру и безопасности страны. Профилактика терроризма требует много времени и всеобщих усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и правоохранительных органов. И именно такие деятельностные совместные усилия обязательно принесет свои плоды.

 28 10 2023 18 55 02

Вы находитесь:   Главная страницаМузейКомплексная безопасностьАнтитеррористическая защищенностьФормирование антитеррористических ценностей